Ubuntu 9.04 был моим первым дистрибутивом. В 2009 году я учился в аспирантуре в Политехническом университете, и у нас в учебном плане был курс по операционным системам. Поскольку этот курс в значительной степени опирался на Linux, я как бы заставил себя заменить Windows 7 на Ubuntu 9.04. Я одолжил компакт-диск у друга. И да, в то время для установки операционных систем использовались компакт-диски.
Это было 16 лет назад. С тех пор я не оглядывался назад. Linux стал основной операционной системой на моем персональном компьютере. И Ubuntu был моим выбором дистрибутива на протяжении большей части времени.
И я видел, как Ubuntu изменилась с тех пор. Я был там, чтобы увидеть новые проекты, запущенные Canonical и не взлетевшие, к сожалению.
Эта статья – путешествие по дорожке памяти. От Ubuntu One до Ubuntu Unity, все эти экспериментальные идеи, которые не смогли устоять и в итоге были заброшены.
Ubuntu One: iCloud для Ubuntu
Ubuntu One все еще существует, но уже не в том формате и не обладает теми функциями, ради которых он когда-то создавался.

Сегодня это просто единый вход (SSO), способ входа в связанные с Ubuntu онлайн-учетные записи, которые можно использовать на таких сайтах, как Ask Ubuntu, форум Ubuntu Community, аккаунт Ubuntu Pro и т. д.
В то время Ubuntu One был намного больше. Он был эквивалентен iCloud от Apple. Думаю, именно iCloud послужил источником вдохновения. Ubuntu хотела дать вам единый, связанный опыт. Облачное хранилище было на начальном этапе, как и потоковая музыка.
Аккаунт Ubuntu One предоставлял вам 5 ГБ бесплатного облачного хранилища с возможностью докупить еще, если потребуется. Вы могли сохранять свои контакты и автоматически создавать резервные копии изображений, сделанных со смартфона Android. Также можно было синхронизировать заметки Tomboy и данные некоторых других приложений (если приложения их поддерживали) между двумя компьютерами Ubuntu.
Я не помню, можно ли синхронизировать приложения, установленные из центра программного обеспечения, или нет. Знаете, как Apple, Android и Microsoft Windows ведут учет установленных приложений и позволяют переустановить их на новом устройстве.
Ubuntu One Music Store: Ubuntu-версия iTunes

Я не упоминал об этом в предыдущих разделах, но Ubuntu также продает музыку через механизм Ubuntu One.
Как я уже говорил, он (похоже) был создан по образцу iCloud. В 2010 году до появления потоковой музыки оставалось еще несколько лет. Люди покупали цифровые копии своих любимых песен через такие платформы, как iTunes.
Canonical предложила пользователям покупать музыку и сохранять ее в своей учетной записи Ubuntu One. Это был один из нескольких способов заработать деньги для поддержания проекта Ubuntu.
Опция покупки музыки была также интегрирована в Rhythmbox, музыкальный плеер по умолчанию в то время (и до сих пор).

Перед выпуском Ubuntu 14.04 Trusty Tahr компания Canonical отказалась от большинства функций Ubuntu One, таких как облачное хранилище, синхронизация файлов и покупка музыки.
Причина заключалась в том, что предложение 5 ГБ бесплатного хранилища само по себе было напряженным, а когда другие сервисы предлагали 25-50 ГБ бесплатного облачного хранилища, это делало Ubuntu One менее прибыльным. Canonical также хотела сосредоточиться на своей цели – конвергенции настольных компьютеров, планшетов и смартфонов.
И это подводит меня к следующему недолговечному проекту Ubuntu: конвергенции.
Конвергенция: Не сошлись

Конвергенция. Этот термин был на языке у каждого пользователя Ubuntu примерно в 2014 году. У Ubuntu были большие планы по обеспечению «унифицированного» вычислительного опыта на устройствах всех размеров, то есть ноутбуках/настольных компьютерах, планшетах и смартфонах. Вы подключали Ubuntu, запущенную на телефоне и планшете, к монитору, и он давал вам ощущение рабочего стола. Samsung Dex все еще делает это.
И запустила для этого несколько проектов, некоторые из которых программные, а некоторые аппаратные (ну, вроде того).

Несмотря на несколько лет упорной работы, Canonical отказалась от мечты о конвергенции в 2017 году.
Возможно, они поняли, что настольный Linux – это не то место, где крутятся деньги, и решили направить свои усилия на то, чтобы сделать Ubuntu более привлекательной для разработчиков (развивая Snap) и серверов (OpenStack, контейнеризация LXD и многое другое).
Ubuntu Edge: самый успешный провал

Нацелившись на конвергенцию, Canonical стремилась к созданию смартфона на базе Ubuntu.
Летом 2013 года Canonical запустила масштабную краудфандинговую кампанию, чтобы создать Ubuntu Edge, флагманский Ubuntu-телефон.
Она побила рекорды, собрав в ходе кампании более 12 миллионов долларов. Однако мы так и не увидели это устройство, потому что, несмотря на рекордные показатели краудфандинга, оно не достигло своей цели в 32 миллиона долларов.
Да, цель состояла в том, чтобы собрать 32 миллиона долларов на создание альтернативы Android и iPhone. К сожалению, она не была реализована, и Canonical отказалась от идеи заняться аппаратным обеспечением и сосредоточилась на программной части.
Ubuntu Touch: Прикоснись и иди

Прежде чем перейти на аппаратную платформу с Ubuntu Edge, Canonical выпустила предварительную версию операционной системы Ubuntu Touch для разработчиков. Она позволяла установить версию Ubuntu с поддержкой мобильных экранов на такие устройства, как Google Nexus. Ах! Google Nexus, флагманский убийца того времени.
Это было в начале 2013 года. К концу года аппаратный план Canonical с Ubuntu Edge так и не был реализован. Но это не остановило Ubuntu Touch. По крайней мере, не на ближайшие несколько лет.

Программный проект продолжался, и в 2015 году мы получили первый официальный Ubuntu-телефон. Его выпустила испанская компания BQ.
Модель называлась BQ Aquaris 4.5. Это был миниатюрный смартфон начального уровня с Ubuntu Touch. Ubuntu Touch обеспечивала другой интерфейс, и если вы посмотрите старые видео, то поймете, что я имею в виду. Здесь было всего несколько нативных приложений. Поэтому обходным путем было «создание новых приложений» с помощью «веб-ссылок». Веб-ссылки, по сути, были похожи на PWA: иконки отображались как приложения, и при нажатии на них открывалась мобильная версия сайта.

Откуда я все это знаю? Ну, как ярый поклонник Ubuntu, я сделал предзаказ на первый Ubuntu Phone. Несмотря на все его ограничения, ошибки и раздражения, я искренне пытался использовать его в качестве основного телефона в течение нескольких месяцев. В конце концов, я отказался от этой затеи.
Мне нравился интерфейс, особенно экран блокировки, на котором были круги и точки и отображалась информация о том, сколько фотографий было сделано за день, сколько писем было получено и т. д.
Ubuntu Unity: Посеяли раздор

В 2011 году Ubuntu 11.04 поставлялась с новым окружением рабочего стола под названием Unity.
Это был первый бунт, с которым я столкнулся в своей жизни в Linux. Это были неспокойные времена. На смену Gnome 2 приходил более современный GNOME 3, интерфейс которого радикально отличался от классического GNOME.
Кроме того, Ubuntu решила полностью отказаться от GNOME и начала предлагать свой собственный Ubuntu Unity.
В то время я был совсем новичком и не испытывал никакой привязанности к GNOME. Поэтому Unity понравилась мне без всяких предубеждений. В то время как мы воспринимали все как должное, в Unity были функции, опережающие то время. Помните линзы?
Вы могли искать что-то в Unity Dash (считайте, что это как GNOME Activities), и результаты поиска объединяли локальный и интернет-поиск. Но не везде и всюду, а только на нескольких заранее выбранных сайтах, таких как Wikipedia, IMDB, ebay и т. д. У поиска были опции, позволяющие ограничить «охват».
К сожалению, Canonical откинула Unity, сделав неожиданный анонс прямо перед выходом Ubuntu 17.04. С выходом версии 17.10 Ubuntu вернулась к GNOME, но не к ванильному GNOME. Это была адаптированная версия GNOME с флагманской пусковой установкой в стиле Unity слева. До сих пор в Ubuntu используется аналогичный интерфейс GNOME.
Mir: Мертв для рабочего стола
Canonical покончила с мечтой о конвергенции в 2017 году, когда объявила о прекращении проекта Unity. Предполагалось, что конвергенция придет в массы с версией Unity 8, но Unity 8 так и не появилась на сцене.
В то время как Unity 8 лежала в основе всей конвергенции, Сервер отображения Mir лежал в основе Unity 8.
С технической точки зрения, Mir не умер. Он по-прежнему используется в проектах Интернета вещей (IoT). Но Mir больше не входит в планы Ubuntu desktop.
Установщик Wubi: упростил тестирование Ubuntu
Если вы были на Linux-сцене в период с 2008 по 2013 год, вы наверняка сталкивались с Wubi.
Это был интересный проект, поскольку он не был запущен Canonical, а стал частью компакт-диска Ubuntu с версией 8.04 LTS.

С помощью программы установки Wubi пользователи Windows могли установить Ubuntu в режиме (своего рода) двойной загрузки изнутри Windows, не трогая ни одного раздела диска. Это делало все гораздо менее страшным, так как вы не возились с разметкой диска, как в настоящем процессе двойной загрузки. Ubuntu устанавливалась на диск C или D Windows.
Знаете, вы даже можете перенести установленную Ubuntu на внешний USB-диск и использовать ее на другой системе.
Я почти не использовал Wubi, так как был полностью привержен Linux, но я знаю, что поклонники Wubi все еще живут среди нас.
Ubuntu Make: все еще здесь, но надолго ли?
Еще до появления Snap компания Canonical попыталась облегчить жизнь разработчикам, предоставив им интерфейс командной строки для простой установки их любимого инструмента разработки. Этот CLI-инструмент назывался Ubuntu Make, и вы могли использовать его, набрав umake в терминале.
До 2016 года вы могли использовать его для установки и настройки инструментов разработки и фреймворков с помощью команды umake. Черт возьми! Я помню, как писал руководства по установке Atom и VS Code, которые включали инструкции umake.
Все изменилось с появлением формата упаковки Snap. Приложения Snap в песочнице упростили работу разработчиков. Ubuntu Make отошел на второй план.
Ubuntu Make по-прежнему является активным проектом, но я не уверен, что найдется много желающих воспользоваться этим забытым проектом.
Что дальше? Snap
Шутка. Несмотря на все негативные чувства в сообществе по отношению к Snap, он все еще полезен для разработчиков, которым просто нужна удобная среда.
Если отбросить эту нездоровую шутку, то, оглядываясь назад, я думаю, что у Canonical было видение. Они пытались предоставить нам современную настольную операционную систему, которая была бы на уровне, если не впереди, своих аналогов, таких как Apple и Microsoft.
Также кажется, что они недолго поддерживали некоторые идеи или не рисковали с финансами (в случае с облачной концепцией Ubuntu One). Я не хочу возлагать на них вину. Просто мне бы хотелось, чтобы Ubuntu добилась успеха во всех этих проектах.
Как я уже говорил, я мог допустить ошибки в датах и других мелочах. Если вы что-то заметите, пожалуйста, дайте мне знать. А если я пропустил запись, которая должна была быть в этом списке, пожалуйста, поделитесь ею в комментариях.




Комментарии (0)