Scratch - лучшая платформа для изучения программирования детьми

В тот момент, когда моя дочь создала свой первый проект в Scratch – простую анимацию кошки, гоняющейся за бабочкой, – ее отношения с компьютером полностью изменились. Внезапно она стала не просто потреблять контент, а сама творить на экране. Спустя два года и бесчисленное количество проектов я могу точно сформулировать, почему Scratch – это фантастический язык программирования для детей и отличная творческая площадка для таких юных умов, как ее.

Знакомьтесь: Scratch: Язык программирования, который нравится детям

Разработанный MIT Media Lab в начале 2000-х годов, Scratch – это красочная, интуитивно понятная игровая площадка, где дети могут воплощать свои идеи в жизнь.

В отличие от традиционных языков программирования, которые могут перегрузить детей сложным синтаксисом и загадочными точками с запятой, Scratch использует визуальный подход, который идеально подходит для юных умов.

Каждая концепция программирования представлена отдельным цветным блоком: фиолетовый – внешний вид, синий – движение, желтый – управление и так далее. Эти блоки логически соединяются друг с другом, как кусочки головоломки, и вы будете удивлены, как много можно с их помощью сделать.

Хотите, чтобы персонаж двигался при нажатии клавиши пробела? Просто возьмите блок событий. Нужно запомнить имя игрока на протяжении всей игры? Создайте переменную одним щелчком мыши. Эти понятия, которые могут показаться пугающими в традиционном курсе программирования, становятся такими же естественными, как и строительство из блоков.

Даже функции – понятие, которое может вызвать затруднения у взрослых учеников, – появляются в Scratch естественным образом. Когда моя дочь поняла, что хочет, чтобы несколько ее персонажей исполняли один и тот же танец, она обнаружила, что может создать пользовательский блок в разделе «Мои блоки», чтобы избежать повторения одного и того же кода.

И что самое интересное? В отличие от традиционных языков программирования для начинающих, где вы часто видите только текстовый вывод в скучном окне терминала, в Scratch все, что вы создаете, мгновенно оживает на экране. Одним нажатием зеленого флажка моя дочь может наблюдать, как ее персонажи танцуют, взаимодействуют и двигаются именно так, как она себе представляет.

Начало работы со Scratch

Начать работу со Scratch проще простого. Он запускается прямо в вашем веб-браузере на сайте scratch.mit.edu, хотя есть и desktop-версия для Windows, macOS, ChromeOS и Android, если вы предпочитаете работать в автономном режиме. Мы остановились на веб-версии, поскольку моя дочь использует в качестве компьютера Raspberry Pi (автономная версия не поддерживает Linux).

Хотя вы можете начать создавать проекты прямо сейчас, не имея учетной записи, я решил создать ее для своей дочери, чтобы она могла сохранять свои работы и присоединиться к сообществу юных творцов.

Для ее первого проекта мы решили не усложнять: анимация кошки, преследующей бабочку. Одной из самых привлекательных особенностей Scratch является обширная библиотека спрайтов – готовых анимированных персонажей и объектов, которые дети могут использовать в своих проектах, поэтому добавить бабочку было так же просто, как нажать кнопку Выбрать спрайт. Удобно, что спрайт кошки уже присутствует по умолчанию, поэтому нам даже не пришлось его добавлять.

Когда сцена была создана, пришло время добавить немного логики. Я показал дочери, как использовать блоки событий, например, когда нажата клавиша Space, чтобы заставить кошку приблизиться к бабочке. Мы использовали простые блоки движения, такие как move [10] steps, что позволило ей мгновенно увидеть результат своих команд. Чтобы сделать игру интерактивной, мы добавили условную проверку с помощью блока if, чтобы определить, когда кошка коснется бабочки. Когда это происходило, мы запускали звуковой блок, чтобы кошка мяукала.

Простота перетаскивания и привязки этих блоков друг к другу позволила ей интуитивно понять последовательность действий. Даже на этом раннем этапе она постигла логику, лежащую в основе операторов if...then и событийно-ориентированного программирования, не осознавая, что изучает фундаментальные концепции программирования.

Основные проблемы при работе со Scratch

Несмотря на то, что Scratch разработан с учетом интересов детей, мы столкнулись с двумя трудностями на этом пути. Вот как мы с ними справились.

Проблемы с чтением в раннем возрасте

Самым большим препятствием на начальном этапе была вовсе не техническая сторона, а грамотность. Когда мы только начинали работать со Scratch, навыки чтения у моей дочери были недостаточно развиты, чтобы самостоятельно разобраться во всех описаниях блоков и обозначениях кнопок.

Вместо того чтобы сдерживать ее, я превратил это в возможность для совместного обучения. Я сидел с ней во время первых занятий по программированию, читал надписи и объяснял, что делают различные блоки. Через несколько месяцев она уже самостоятельно читала описания блоков, и ее словарный запас по программированию и техническая грамотность расширялись естественным образом вместе с навыками чтения.

Ограничения по размеру проекта

Единственная техническая проблема, с которой мы столкнулись, связана с ограничениями на размер активов проекта Scratch. Каждый проект может содержать несколько активов, но размер каждого актива не должен превышать 10 МБ. Хотя для спрайтов и коротких звуковых эффектов этого вполне достаточно, мы все же столкнулись с проблемой размера, когда моя дочь начала добавлять фоновую музыку собственного производства.

Решением стало более разумное отношение к аудиофайлам. Вместо того чтобы использовать WAV-файлы, получаемые непосредственно при записи, мы начали конвертировать их в формат MP3 с помощью Audacity, бесплатного аудиоредактора. Такое сжатие обычно позволяет уменьшить размер файлов на 80-90% при сохранении приемлемого качества звука.

За пределами скретча: Что дальше?

Как бы ни был прекрасен Scratch в освоении концепций программирования с помощью визуальных блоков, которые дети находят увлекательными, наступает момент, когда юным кодерам хочется познакомиться с программированием на основе текста. В конце концов, именно это и есть настоящее программирование.

Моя дочь еще не совсем готова к программированию в текстовом формате, поэтому мы сделали промежуточный шаг с помощью программы Microsofts MakeCode, которая очень похожа на Scratch, поскольку в ней также используются блоки для обучения программированию. Но в отличие от Scratch, MakeCode позволяет юным кодерам перейти к текстовому программированию и реализовать более сложную логику на JavaScript или Python.

Для детей постарше, которые готовы сразу погрузиться в текстовые языки, Python и JavaScript – отличные отправные точки. Оба языка предлагают чистый, понятный синтаксис и обширные библиотеки для создания игр и графики, что идеально подходит для юных программистов, которые хотят развить концепции, изученные в Scratch.