
Спустя всего несколько дней после запуска функций искусственного интеллекта браузер Brave, ориентированный на конфиденциальность, объявил о росте своей пользовательской базы. По состоянию на 30 сентября Brave насчитывал 101 миллион пользователей на настольных и мобильных устройствах, что стало значительной вехой в развитии проекта.
Наряду с этим, объем поиска Brave Search, работающего на основе собственного независимого индекса, достиг почти 20 миллиардов запросов в год. Ежедневно Brave Search обрабатывает более 50 миллионов запросов, причем около 15 миллионов из них используют результаты, генерируемые искусственным интеллектом.
Интересно отметить, что, например, в ЕС число установок Braves на iOS подскочило на 50% после того, как Apple выпустила экран выбора браузера в iOS 17.4, последовавшей за принятием закона о цифровых рынках. И хотя эти цифры впечатляют, давайте взглянем на статистику независимо, чтобы понять, на каком уровне находится браузер в мире с точки зрения удобства использования.
Начнем с данных StatCounters о доле рынка браузеров в мире за последний год. Здесь нет ничего удивительного – Google Chrome по-прежнему доминирует, его используют более 70% пользователей. На втором месте находится Safari – чуть менее 14%. Замыкает тройку лидеров Microsoft Edge с долей менее 5%.
Согласно цифрам, в сентябре 2025 года Brave занимает девятое место с 0,79% от общей базы пользователей. Это меньше, чем 0,87% в апреле, т.е. снижение примерно на 0,08%. Это не означает, что компания опровергает свои цифры – это просто другой взгляд на данные.
Дополнительно стоит посмотреть на отчеты Firefox Public Data Reports, поскольку многие из новых пользователей Brave, вероятно, перешли с Firefox. Цифры, похоже, подтверждают это, по крайней мере, в некоторой степени.
В конце прошлого года у Firefox было около 163 миллионов пользователей. К сентябрю 2025 года это число сократилось до 154 миллионов – почти на 10 миллионов меньше. Впрочем, это не совсем шокирует. Mozilla уже демонстрировала проблемные признаки в начале этого года, когда закрыла несколько сервисов, к которым Люди привыкли. Кроме того, недавняя попытка интегрировать в браузер функции искусственного интеллекта вызвала неоднозначную реакцию пользователей.
Говоря об искусственном интеллекте, недавнее заявление разработчиков Brave о добавлении функций искусственного интеллекта в свой браузер… может вызвать неоднозначную реакцию. В конце концов, когда вашим главным преимуществом является конфиденциальность, добавление искусственного интеллекта может вызвать у некоторых людей скептицизм. В любом случае. Вернемся к Brave.
Еще одним фактором, способствующим росту популярности браузера, может быть неуклонный рост популярности Linux, на долю которого сейчас приходится более 4% пользователей настольных компьютеров. Как мы знаем, энтузиасты Linux, как правило, очень заботятся о конфиденциальности. Поэтому не стоит думать, что многие из них выбирают Brave в качестве основного браузера.
Брендан Эйх (Brendan Eich), генеральный директор и соучредитель Brave, назвал 100-миллионный рубеж не просто цифрой:
По всему миру пользователи выбирают приватность и контроль над своей онлайн-жизнью, а не слежку и злоупотребления со стороны Больших Технологий.
С точки зрения бизнеса дела, похоже, идут хорошо. Brave Ads получила поддержку крупных компаний, включая Amazon, Ford и eBay.
И последнее, но не менее важное: Brave является одной из трех независимых поисковых систем, работающих в мировом масштабе. В отличие от конкурентов, которые полагаются на данные Bing или Google, Brave использует свой собственный индекс и открывает его для разработчиков через Brave Search API.
В заключение следует отметить, что Brave заслуживает похвалы за то, чего он добился на данный момент – это немалое достижение. Однако, несмотря на достигнутый прогресс, браузер по-прежнему сильно отстает от лидеров рынка, и добиться более высокого рейтинга будет непростой задачей. Но кто знает? Только время покажет.